«Потому что он хороший...». Медведи в отечественных детских книгах ХХ века
В Музее книги Российской государственной библиотеки проходит мини-выставка из цикла «Художники книги»: «„Потому что он хороший…“. Медведи в отечественных детских книгах ХХ века».
Выставка, открывшаяся 5 июля, очень летняя. Во-первых, она поднимает настроение каждому, кто видит эти чудесные медвежьи лица (про них невозможно сказать «морды»). Во-вторых, это настоящая семейная выставка: и пятилетний малыш, и его родители, и солидный профессор, и подросток — каждый найдёт на ней что-то своё. И конечно, выставка многослойна: за каждой иллюстрацией стоит глубокая и многогранная личность художника. Можно просто любоваться знакомыми с детства картинками, а можно погрузиться в историю людей, их создавших.
На выставке представлены издания ХХ века из коллекции детских книг Музея книги. Это не книги, посвящённые медведям, это книги, в которых есть изображения медведей.
Нина Викторовна Чаленко, главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг РГБ (Музея книги), куратор выставки, с глубоким уважением говорит о тех, на чьих работах воспитывался вкус не одного поколения детей в нашей стране. Эта выставка — дань памяти великим художникам, известным каждому своими работами, но не всегда известным по имени. В самом деле, часто ли родители, рассматривая с детьми книжные иллюстрации, называют им фамилию художника? Так что мини-выставка в Музее книги выполняет ещё и просветительскую роль.
Книги-игрушки для самых маленьких
Название выставке дало известное каждому стихотворение Агнии Львовны Барто из цикла «Игрушки»:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Впервые цикл «Игрушки» был опубликован в 1936 году. Это первое издание каждый читатель библиотеки может заказать и внимательно рассмотреть: книга находится в фонде общего хранения. А в экспозиции выставки «Потому что он хороший» — более поздние издания из фондов
Книжку-раскладушку (или, как их тогда называли, ширму) 1940 года проиллюстрировал Константин Васильевич Кузнецов (1886—1943). Вот что писала в 1941 году Полина Исааковна Дымшиц, заместитель главного редактора популярного в те годы журнала «Детское воспитание»: «Надо приветствовать то, что „Игрушки“ выпущены теперь в виде ширмы <…>: каждое четверостишие закончено, составляет одно целое с картинкой, являясь подписью к ней. Художник Кузнецов переработал для ширмы свои прежние рисунки к „Игрушкам“. <…>. Художник сделал правильную поправку на возраст, рисуя детей примерно такого же возраста, как и те, для кого предназначается книжка. От этого она становится в полном смысле слова „их книжкой“, книжкой для малышей».
Константин Васильевич Кузнецов был иллюстратором книг для издательств «Детгиз», «ГИЗ», «Молодая гвардия», «Советский писатель» и других, сотрудничал с журналами «Весёлые картинки», «Мурзилка». В 1930-е годы руководил детским изокружком в отделе пропаганды детской книги Музея народного образования РСФСР, а когда Яковом Петровичем Мексиным в Москве был создан Музей детской книги, Константин Васильевич работал там оформителем и вёл кружок для детей.
Здесь же ещё одна книжка-раскладушка стихов Барто — с иллюстрациями Натальи Абрамовны Ушаковой (1899—1990). Книга вышла в 1948 году.
Барто А. Игрушки. — Москва, 1948. Книга-раскладушка для самых маленьких. Художник: Наталья Абрамовна Ушакова
Игрушки. — Ленинград,1938. Книга-раскладушка для самых маленьких. Автолитографии Эдуарда Менделевича Криммера
В витрине, отведённой книжкам-игрушкам для самых маленьких, посетители выставки увидят и другие редкие и интересные книги. В книжке-раскладушке «Игрушки» текста нет вообще: только автолитографии Эдуарда Менделевича Криммера (1900—1974), живописца, графика, мастера декоративно-прикладного искусства, театрального художника, ученика Казимира Малевича. Стиль художника — минимализм; медведь на автолитографии очень похож на тех мишек, какими их рисуют маленькие дети.
А вот в книжке, написанной и проиллюстрированной Романом Абелевичем Качановым (1921—1993) «Медвежонок на дороге», медведи кажутся живыми — но не «лесными мишками», а мультяшными. И это неудивительно: Роман Качанов — известный художник-мультипликатор.
Думаете, иллюстрирование книг для малышей — дело спокойное и безопасное? Совсем нет! Художник Владимир Васильевич Лебедев (1891—1967), первый художественный редактор Детского государственного издательства («Детгиз»), основанного в 1933 году, был подвергнут жестокой критике в газете «Правда» в 1936 году. Статья «О художниках-пачкунах» кричала: «Словно прошёл по всей книге мрачный, свирепый компрачикос, смертельно ненавидящий всё естественное, простое, радостное, весёлое, умное, нужное, — и всё испортил, изгадил, на всём оставил грязную печать. А сделав своё скверное дело, расписался с удовольствием: Рисунки художника В. Лебедева». Эта статья больно ударила по художнику: критики считают, что Владимир Васильевич Лебедев так и не оправился после неё.
Лебедев В. В. Игрушки и зверушки. — Ленинград,1939. Художник Владимир Васильевич Лебедев
Детские книги, проиллюстрированные
В конце
В этом же разделе вы увидите работы замечательного анималиста Василия Алексеевича Ватагина (1883—1969). А рядом с книгой Игоря Петровича Сосновского «О редких животных мира» с иллюстрациями Вадима Вадимовича Трофимова (1912—1981) — подлинные рабочие инструменты художника.
Полноправными участниками выставок в Музее книги всегда становятся предметы из фонда некнижных материалов, дополняющие экспозицию и помогающие
Чарушин. Е. И. Шутки. — Москва,1954. Художник Евгений Иванович Чарушин.
Чернильница со скульптурным изображением двух медвежат. Скульптор Е. И. Чарушин. Художник И. И. Ризнич. Россия, ЛФЗ, 1950—1960-е гг. Фарфор; надглазурная роспись.
Чарушин Е. И. Разные звери. — Москва; Ленинград, 1929. Художник Евгений Иванович Чарушин
Трофимов В. В. Бурая медведица и два медвежонка: открытка. — Москва, б. г. Эскиз картины для раздела «Инстинкты животных», сделанный в 1930-е годы для Дарвиновского музея.
Сосновский И. П. О редких животных мира. — Москва, 1982. Художник Вадим Вадимович Трофимов. Рабочие инструменты художника В. В. Трофимова.
Сэтон-Томпсон Э. Джонни медвежонок. — Москва; Ленинград, 1926. Художник Василий Алексеевич Ватагин
Ватагин В. А. Азбука. — Москва, 1926. Художник Василий Алексеевич Ватагин
Ватагин В. А. Московский зоосад. — Москва, 1927. Художник Василий Алексеевич Ватагин
Любимые книжки на все времена
Третий раздел выставки посвящён книгам, без которых невозможно представить наше детство, и рисункам, которые навсегда в памяти каждого из нас.
В самом деле, мы точно знаем, как выглядели три медведя из сказки Льва Николаевича Толстого, потому что их нарисовал Юрий Алексеевич Васнецов (1900—1973). А медведи, которые «едут и смеются, пряники жуют», — именно такие, как на рисунке художника Владимира Михайловича Конашевича (1883—1963). (Кстати, и Владимир Михайлович попал под каток статьи о
Есть в этом разделе и безусловные редкости. Например, знаете ли вы, что у поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц вышла в 1930 году книга для детей «Пыжик»? А проиллюстрировал её Евгений Иванович Чарушин.
Геннадий Константинович Спирин — один из лучших мировых
Смотрит на своих нарисованных родственников плюшевый медвежонок Амалия, набитый опилками — его сделала Юлия Игоревна Вишнякова, сотрудник
Дополняют экспозицию, придают ей законченный вид работы Виктора Исаевича Таубера (1901—1990): иллюстрации к сказке братьев Гримм «Беляночка и Розочка» и к стихотворению Самуила Яковлевича Маршака «Цирк».
Берггольц О. Ф. Пыжик. — Москва; Ленинград, 1930. Художник Евгений Иванович Чарушин
Чуковский К. И. Тараканище. — Москва, 1954. Художник Владимир Михайлович Конашевич
Толстой Л. Н. Три медведя. — Москва, 1944. Художник Юрий Алексеевич Васнецов
Михалков С. В. Весёлые зайцы. — Москва,1963. Художник Евгений Михайлович Рачёв
Сутеев В. Г. Сказки и картинки. — Москва,1963. Художник Владимир Григорьевич Сутеев
Медведь и девочка: Сказки народов тайги и тундры. — Москва, 1979. Художник Геннадий Константинович Спирин
Некрасов Н. А. Генерал Топтыгин. — Москва, 1972. Художники Г.А.В. Траугот (общая подпись трёх художников: Георгия Николаевича Траугота и его сыновей Александра и Валерия)
Таубер В. И. Иллюстрация к сказке братьев Гримм «Беляночка и Розочка». Москва,1950-е гг. Бумага; тушь, акварель
Таубер В. И. Иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака «Цирк». Москва, 1977. Бумага; тушь, акварель